17 августа 2018, пятница
14 марта 2018

Московская межрегиональная транспортная прокуратура (ММТП) подвела итоги 2017 г. О том, как сотрудники надзорного ведомства проверяли соблюдение прав пассажиров, норм безопасности на транспорте, противостояли ввозу в страну санкционных продуктов, в интервью старшему корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Елене Демиденко рассказал московский межрегиональный транспортный прокурор Сергей Забатурин.

Елена Демиденко (Е.Д.): В последние годы обанкротились несколько крупных авиакомпаний. Есть ли сейчас перевозчики, чья деятельность вызывает серьезные вопросы и нарекания со стороны прокуратуры?

Сергей Забатурин (С.З.): Московская межрегиональная транспортная прокуратура постоянно запрашивает и анализирует информацию о деятельности поднадзорных авиакомпаний. Собираются данные о ключевых аспектах работы: о регулярности рейсов, выполнении обязанностей по обслуживанию пассажиров, о парке воздушных судов и маршрутах и так далее. Авиакомпании не допускали массовых отмен рейсов и отказа в выполнении обязательств по перевозке пассажиров в 2017 г. Да, мы фиксировали факты задержки заработной платы работникам авиапредприятий - таких случаев было более 100. Но благодаря вмешательству прокуратуры задолженность на сумму свыше 5 млн руб. погашена. В настоящее время текущая задолженность по заработной плате отсутствует.

Е.Д.: При этом в начале года ММТП взяла на контроль ситуацию с задержками рейсов в столичных аэропортах. Были выявлены нарушения прав пассажиров?

С.З.: В 2017 г. авиакомпании, зарегистрированные в ЦФО, совершили более 250 тыс. рейсов, из них около 6 тыс. было задержано. Это составляет чуть более 2%. Была проведена проверка обоснованности допущенных задержек рейсов, установлено, что лишь часть из них вызвана объективными обстоятельствами. Примерно в каждом третьем случае несвоевременного вылета были виноваты авиаперевозчики. По результатам рассмотрения принятых прокуратурой мер реагирования, поднадзорные авиакомпании оштрафованы на сумму более 4 млн руб. Следует отметить, что большинство задержанных рейсов приходилось на чартерные перевозки авиакомпаний, зарегистрированных в других регионах страны, в связи с чем данная информация направлялась для рассмотрения нашим коллегам - в иные транспортные прокуратуры.

В январе 2018 г. поднадзорными авиакомпаниями в аэропортах Московского авиаузла допущено 45 задержек отправления рейсов. В результате проведенных прокуратурой проверочных мероприятий в отношении столичных авиаперевозчиков возбуждено 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией).

Е.Д.: Всегда ли авиакомпании добросовестно выполняют требования по размещению и питанию пассажиров в случае задержек рейсов?

С.З.: Ситуация с предоставлением авиакомпаниями услуг по размещению в гостиницах и предоставлению питания пассажирам при задержках рейсов находится на постоянном контроле. В 2017 г. в прокуратуру обращения по данному вопросу не поступали. Что же касается массовых задержек и отмен рейсов авиакомпании «Вим-Авиа», соответствующую проверку проводила Приволжская транспортная прокуратура.

Е.Д.: Какие категории нарушений прав пассажиров чаще всего отмечаются на Московском транспортном узле в целом?

С.З.: Результаты проведенных проверок свидетельствуют о ненадлежащем соблюдении прав пассажиров и маломобильных граждан на авиационном транспорте. К примеру, выявляются факты незаконного отказа в перевозке имущества пассажиров на борту воздушного судна, необоснованного требования с граждан дополнительных документов при признании отказа от перелета вынужденным, создания дополнительных ограничений при обслуживании граждан с инвалидностью.

Так, в ходе проверки АО «Ред Вингс» установлено, правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа авиакомпании предусмотрена перевозка инвалидов всех категорий только с сопровождением лиц, обеспечивающих уход за этим пассажиром. Вместе с тем, изложенное противоречит Федеральным авиационным правилам №82, поскольку пассажир из числа инвалидов, лишенный слуха или зрения, пассажир в кресле-коляске может перевозиться без сопровождающего пассажира, в связи с чем по протесту прокурора противоречащие закону положения правил отменены.

Отмечу, что несмотря на строгие требования закона об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов на объекты транспортной инфраструктуры, ряд аэропортов, станций и железнодорожных вокзалов до настоящего времени не отвечают таким требованиям. В частности, отсутствуют пандусы, предупреждающие тактильно-контрастные указатели, поручни в санитарных комнатах (в ряде случаев не функционируют кнопки вызова работников объекта транспортной инфраструктуры), не предоставляется бесплатная парковка, в правилах некоторых авиакомпаний предусмотрены незаконные основания для отказа инвалиду в перевозке. Для устранения выявленных нарушений прокуратура вынесла эксплуатантам 18 представлений.

В результате мер, принятых ММТП, в соответствие требованиям законодательства приведено два аэропорта, в правила трех авиакомпаний внесены соответствующие изменения. Вопросы соблюдения прав пассажиров являются приоритетным для ММТП, в связи с чем в ноябре 2017 г. прокуратурой проведен открытый форум по указанному вопросу, на котором с участием представителей общественности, контролирующих и правоохранительных органов обсуждены актуальные вопросы надзора в данной сфере, обозначены проблемы и пути их решения. По итогам проведенного форума создана и действует межведомственная рабочая группа по защите прав пассажиров и инвалидов, целями которой являются координация работы правоохранительных и контролирующих органов, оперативное реагирование и устранение возможных нарушений прав пассажиров на поднадзорных объектах транспорта.

Е.Д.: Жалуются ли авиапассажиры на случаи овербукинга? Чем ведомство может помочь в таких случаях?

С.З.: В прокуратуру поступали обращения граждан на отказ в перевозке в связи с отсутствием мест на борту воздушного судна. Выявлено восемь случаев продажи авиакомпаниями «Победа» и «Аэрофлот» количества билетов на рейс, превышающих число посадочных мест на борту. По этим фактам некоторым руководителям авиакомпаний внесено восемь представлений об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены, три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в отношении перевозчиков и должностных лиц возбуждено 15 дел об административных правонарушения по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (Оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов), по результатам рассмотрения шести из них виновным лицам назначены штрафы, девять дел в настоящее время находятся на рассмотрении.

Чтобы граждане могли оперативно сообщать о нарушении своих прав, мы инициировали размещение своей контактной информации на официальных сайтах, стендах, электронных информационных терминалах аэропортов Московского авиационного узла. Налажено взаимодействием с ФГУП «Защита Инфотранс» для получения и анализа сведений о проданных авиакомпаниями авиабилетов.

Е.Д.: По данным транспортной полиции ЦФО, за 10 месяцев 2017 г. на железной дороге травмы получили почти 1 тыс. граждан, из них более 600 человек - погибли. В качестве причин 90% происшествий сотрудники правоохранительных органов называют нарушения гражданами правил поведения на дороге. А как видит ситуацию с травматизмом на железной дороге ММТП?

С.З.: Буду оперировать данными за целый 2017 г. Всего на железнодорожном транспорте в ЦФО травмы получили 1 тыс. 146 человек, из них погибли 716, в том числе 44 несовершеннолетних. Скоростными поездами травмированы 14 граждан. При этом за 2017 г. возбуждено 23 уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, и метрополитена). Мы проводим анализ обстоятельств травмирования граждан на железной дороге. Можно отметить, что большая их часть происходит в границах Москвы и Московской области. Это обусловлено значительным пассажиропотоком и интенсивностью движения поездов. Основными причинами несчастных случаев является личная неосторожность граждан и нарушение ими правил нахождения в зонах повышенной опасности и перехода через железнодорожные пути. Отмечу, что в 2017 г. зарегистрировано снижение случаев травмирования с участием зацеперов, руфрайдеров, трейнсерферов. Таких эпизодов было 18, в том числе четыре со смертельным исходом.

Е.Д.: Нередко прокуратура взыскивает с ОАО «РЖД» компенсацию в пользу родственников граждан, погибших на железной дороге. Как определяются запрашиваемые суммы ущерба? Кому полагается компенсация, а кому нет?

С.З. : Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации установлено, что прокурор вправе подать исковое заявление о взыскании ущерба только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Поддерживая в суде требования о возмещении данного вида ущерба, прокуратура руководствуется исключительно нормами закона. Эти действия связаны с восстановлением прав граждан в сфере социальной защиты, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья, образования и так далее. При подготовке исковых заявлений размер материального вреда, в том числе расходов, связанных с лечением, погребением, определяется прокурорами исходя из документально подтвержденной суммы оказания подобных услуг. В настоящее время размер компенсации морального ущерба при причинении вреда жизни гражданина законом не определен. Пострадавший заявляет его сам.

Стоит отметить, что при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности (например ОАО «РЖД») и при наличии грубой неосторожности лица, жизни или здоровью которого причинен вред, суд не освобождает владельца источника повышенной опасности от ответственности; в этом случае размер возмещения вреда подлежит уменьшению. Судами при рассмотрении и принятии решений по делам данной категории дается оценка каждому конкретному случаю травмирования с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе учитывается степень виновности лица, непосредственно получившего травму.

Е.Д.: В 2017 г. близ станции «Покров» произошло ДТП - на переезде поезд врезался в заглохший автобус. Какие меры прокурорского реагирования были приняты в той ситуации? Каковы данные за год по ДТП на переездах? Сколько проведено проверок? Каковы их результаты?

С.З.: В связи с дорожно-транспортным происшествием на железнодорожном переезде станции «Покров» Владимирской области возбуждено и расследуется уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, и метрополитена, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Кроме того, по материалам межрегиональной транспортной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту организации незаконной миграции-граждан республики Узбекистан через территорию Российской Федерации. Если говорить о ситуации в целом, то в 2017 г. произошло 31 ДТП при пересечении автотранспортом железнодорожных путей. В 2016 г. таких эпизодов было 19. За прошлый год в ДТП на переездах пострадали 42 человека, 25 из них погибли. Все происшествия произошли по причине нарушения водителями правил дорожного движения.

По результатам проверок соблюдения требований по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах выявлено около 800 нарушений закона. В целях их устранения в суд направлено 10 исковых заявлений, внесено более 100 представлений, возбуждено 77 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования виновные лица привлечены к ответственности.

Е.Д.: Фиксируете ли вы нарушения содержания переездов? Кто-то понес наказание?

С.З.: Да, и не однократно. Только в октябре 2017 г. в ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности движения на железнодорожных переездах выявлено около 400 нарушений закона, в целях их устранения внесено 61 представление. Прокурорами возбуждено 43 дела об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования). Кроме того, в связи с нарушениями законодательства в сфере обеспечения безопасности на железнодорожных переездах и их ненадлежащей эксплуатацией прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, шесть должностных лиц ОАО «РЖД» привлечены к дисциплинарной ответственности.

Е.Д.: Какие нарушения требований законодательства были выявлены в 2017 г. на Московском центральном кольце (МЦК)?

С.З.: На МЦК межрегиональной транспортной прокуратурой также выявляются нарушения закона. К наиболее распространенным можно отнести нарушения в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности. Всего за 2017 г. проведено восемь проверок, в ходе которых выявлено около 50 нарушений закона, по результатам которых внесено девять представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены 27 должностных лиц. Также выявлялись факты нарушения требований градостроительного законодательства в деятельности ОАО «РЖД» и АО «МКЖД». Имели место факты длительного неполучения заинтересованными лицами разрешений на эксплуатацию вновь построенных зданий и сооружений. По указанным фактам в отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых виновным лицам назначены штрафы.

Е.Д.: В прошлом году было радикально ужесточено законодательство в части наказания за хулиганство на транспорте. Сколько граждан уже привлечены к ответственности по обновленной ст. 213 УК РФ?

С.З.: В 2017 г. межрегиональной транспортной прокуратурой в суды для рассмотрения по существу направлено 13 уголовных дел в отношении 13 лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 213 УК РФ (Хулиганство на транспорте).

Е.Д.: Как транспортная прокуратура противодействует ввозу в страну и распространению санкционной продукции? Каким видом транспорта чаще всего пытаются ее провезти?

С.З.: По результатам проверок, проведенных совместно с таможенными и контролирующими органами, в 2017 г. выявлено свыше 127 тонн санкционных продовольственных товаров. К административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечены 148 лиц, в суды направлено пять исков. Кроме того, дана оценка полноты мер, принимаемых Центральным таможенным управлением (ЦТУ) ФТС России, Управлением Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям и Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. В итоге рассмотрения трех представлений, внесенных руководителям этих ведомств, пять должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушения требований продуктового эмбарго выявлялись прокурорами как на стадии таможенного оформления и таможенного контроля товаров, так и при реализации продукции на внутреннем рынке.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев для перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации санкционных товаров используется автомобильный транспорт.

Е.Д.: Каковы приоритетные направления деятельности ММТП в 2018 г.?

С.З.: Мы планируем продолжить работу по надзору за соблюдением требований законодательства о защите прав пассажиров на всех видах транспорта, проверить деятельность предприятий по организации воздушного и наземного движения воздушных судов, соблюдение эксплуатантами гражданской авиации законодательства о безопасности полетов, исполнение законодательства о транспортной безопасности, противодействие ввозу и обороту санкционной продукции, пресечение нелегального ввоза и реализации товаров легкой промышленности, в том числе контрафактных, полнота начисления таможенными органами платежей и своевременность принятия мер к их взысканию. По результатам будут проводиться проверочные мероприятия и в случае выявления нарушений закона приниматься меры реагирования.

© 2007–2018 Московская межрегиональная транспортная прокуратура.
Все права защищены.